Что нужно знать о новости?

Что нужно знать о новостиПредлагаем вашему вниманию интересный текст на тему новостей в журналистике. Спасибо Анастасии из Курска за познавательный материал.

***

Технология написания новостей довольно простая. Каждый начинающий журналист может на них набить руку за несколько дней. Между тем, для «новостников» важно не только, как написана заметка, но и что она из себя представляют.

На журфаке учат, что главное в новости – установление ценности для читателя фактов и комментариев о них. Если читательская аудитория лояльна к событиям мира музыки, нужно писать о музыке. Но с какой стороны? В новости неожиданное, сенсационное следует сочетать с общественно значимым, помогающим в социальной ориентации. Например, в тексте о новом альбоме известного певца упомянуть его благотворительный концерт в помощь больным детям. Такой подход – реализация социально-направленной, гражданской функции журналистики.

Новостью в мире журналистов считается то, что произошло за последние 24 часа. Если информационному поводу больше суток – нужно делать материал другого вида (статья, обзор, интервью), чтобы не выпускать в свет «несвежую» новость.

Западные журналисты определяют 10 факторов новости как информационного товара (продукта, который удовлетворит запросы потребителей):
• понятность смысла;
• частота повторяемости темы в данном СМИ;
• масштабность и важность;
• учёт социокультурного контекста (о чём можно, о чём нельзя писать с точки зрения религии, морали и т.д.);
• сенсационность;
• динамическое развитие события;
• причастность к миру звёзд (политики, шоу-бизнеса и так далее);
• персонификация (информация о жизни конкретных людей);
• ожидаемость последствий события.
• сочетание серьёзности и развлекательности

Дальше встаёт вопрос, зачем эта новость пишется. Текст призван освещать прошедший/грядущий факт, явление; ориентировать читателя в окружающей обстановке, в том числе социальной и политической; побуждение к действию. Всё это определяет виды новости и отвечает на вопрос, о чём писать:

• о событиях;
• о происшествиях;
• о мероприятиях;
• об итогах деятельности;
• про планирование.

Чтобы новость понравилась читателю, она должна иметь не только выдержанную структуру и смысл, но и хорошие заголовок и лид. Хорошие – значит максимально информативные. Юные журналисты часто задают вопрос: а будут ли читать мой текст, если в названии и вступлении я всё расскажу? Необъяснимо, но факт: будут. Даже лучше, чем когда название и первый абзац не раскрывают тему.

Читатели новости «скролят» (скролить — прокручивать на мониторе страницу сайта) и задача заголовка с лидом раскрыть суть вопроса. Если аудитория его поймёт, то заинтересуется и кликнет на текст в поисках подробностей.

В заголовке новости профессиональный журналист использует существительные и глаголы прошедшего времени совершённого вида (не идёт, а пришёл), избегая «слабых» слов (может, хочет, есть).

Изобразительные средства в новостном материале лишь отвлекают от сути, читателю кажется, что текст становится оценочным.

Требуется Ваше мнение...