Особенности школьной адаптации первоклассников

Первый год обучения в школе определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости и удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, напряжение и растерянность. Ведь начало школьного обучения является для каждого ребенка стрессом. Некоторые первоклассники  могут быть очень шумными, драчливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут дерзить учителям, капризничать. Другие очень скованны, робки, не слушают, когда к ним обращаются с вопросами, плачут при малейшем замечании.

У некоторых первоклассников в первые недели посещения школы снижается иммунитет, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура, обостряются хронические заболевания.

Наблюдения за школьниками показали, что психосоциальная адаптация к первому году обучения может происходить по-разному. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых двух-трех недель обучения.  Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.  До конца первого полугодия у них возникают трудности в усвоении учебных программ: они предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками (дерутся, жалуются, плачут)  У 15% детей к значительным трудностям в учебе добавляется длительная, может быть до года и больше, адаптация. Такие школьники отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, стойким нежелание учиться и посещать школу.

Признаки успешной адаптации ( рекомендации родителям)

У вашего ребенка успешно проходит адаптация к первому классу школы, если вы наблюдаете следующие признаки.

  1. Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе. Он не испытывает неуверенности и страхов. Внимательно наблюдайте за своим ребенком: если он часто обижается, плохо спит (снятся кошмары), ест, жалуется на головные боли – это может быть признаками школьной дезадаптации.
  2. Ребенок легко справляется со школьной программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудные моменты, не критикуя за медлительность и не сравнивая с другими, более успешными детьми.
  3. Первоклассник уверен в себе. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, поддерживать его позитивными утверждениями: «Я верю в тебя! У тебя все получится!», не позволять ему поддаваться унынию. Учите самого ребенка произносить позитивные фразы: «Я умею задавать вопросы! У меня много друзей!».
  4. Ребенок сам выполняет учебные  задания, готов прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самостоятельно. Здесь важно сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно их сужать.
  5. Еще один важный момент – первоклассник должен быть доволен своими отношениями с одноклассниками и учителями.

Требуется Ваше мнение...