Из истории кукольного театра

Театр – (от греч. theatron – место для зрелищ – зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр. Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка. Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Есть одна легенда, о том, как родился кукольный театр. В Китае, во время междоусобных войн, в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришел мудрец и сказал: “Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене. “Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил у мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.

Виды театров кукол.

Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами.

Различают три основных типа театров кукол:

1) Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2) Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3) Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Каждый из этих типов тоже имеет свои разновидности:

  • настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
  • стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
  • верховые куклы (на гапите, на ложках, би-ба-бо, тростевые куклы);
  • напольные куклы (марионетки, конусный театр);
  • театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Виды театральных кукол.

Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост ребёнка, напольных кукол. Куклы – артисты отличаются друг от друга не только внешностью, но и устройством, или “анатомией”, как говорят кукольники. В зависимости от “анатомии” традиционные театральные куклы могут быть пальчиковыми, перчаточными, тростевыми, куклы-марионетки, куклы с “живой рукой”, люди-куклы. Куклы различаются по способам управления ими: на пальцах, на нитках, на тростях, бывают теневые куклы. Тростевые куклы актер держит над собой и играет за ширмой. Основная трость идет от головы через все тело куклы, а две другие – от рук. Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол. Их много, они сложные по конструкции. У театральной куклы подвижны голова, рот, глаза. Центральной тростью – гапитом – актер управляет корпусом, головой куклы, а второй актер управляет ее руками. Фантазия не стоит на месте, так были придуманы и новые виды кукольного театра, которые очень понравились детям: это – “куклы – варежки”, “конусные” куклы для настольного театра, куклы – кулёчки (куклы-потешки) и прочее.

Перчаточные куклы (би-ба-бо).

Иначе их называют петрушечными, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники-актёры, выступавшие с куклами-Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру.

Куклы на палец.

Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 – 9 сантиметров. Кукол ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Куклы-варежки.

Куклы – варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия детей превратила самые обыкновенные варежки в животных и людей. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении Кукла «живая рука» В перчаточных и тростевых куклах подразумевается туловище, у этой куклы его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации костюма куклы – треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 – 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку).

В каждой стране есть любимые куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной. Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы. В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует. Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей. Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Приглашаем на занятия кукольного театра “БИ-БА-БО” 

в  субботу в 15.00

Руководитель студии – Полякова Ольга Андреевна

Запись по тел.: 8 (8442) 98-41-53; 8-919-989-73-40.

Требуется Ваше мнение...