Юный журналист

Волгоградская региональная общественная организация

«ПОИСК людей, идей, технологий»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Юный журналист»

Составитель программы:

Сысоева Наталия Александровна,

канд. пед. наук,

член правления ВРОО «ПОИСК ЛИТ»

Волгоград

2012 – 2020 учебный год


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная экономическая и политическая обстановка в нашей стране заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди подростков и молодежи, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Стремительное изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с подростками и молодежью. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём, необходимой ступенью для получения будущей профессии.

Необходимо одновременно помогать молодым людям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном окружении, занять свою позицию в нем. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов – 256. Из них 128 ч. рассчитано на проведение аудиторных занятий с октября по май (8 месяцев) по 2 академических часа 2 раза в неделю. 128 часов выделяются на самостоятельную работу обучающихся, включающую подготовку к аудиторным занятиям, а также подготовку материалов для издания электронного/печатного ежемесячного журнала/газеты.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован обучающимся в возрасте 14-18 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в учреждениях среднего общего образования.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность практически применять навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества. Особое внимание уделяется освоению обучающимися технических средств и программного обеспечения, необходимого для выполнения практических заданий.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия;
  2. ролевые игры и другие игровые технологии;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. активные методы формирования системы общения;
  5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе и в сети Интернет).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные консультации.

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение разнообразных познавательных интересов обучающихся, способствующих их разностороннему личностному развитию.

Занятия в кружке помогут обучающимся развить свой творческий потенциал и коммуникативные способности.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми начинающему журналисту, осознать свой выбор будущей профессии и применить на практике широкий спектр компетенций, полученных на занятиях кружка.

Цель программы: создать условия для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
  • интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческого мышления, познавательной активности;
  • способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
  • коммуникативных навыков.

Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.


Задачи программы.

Развивающие:

– развитие образного и логического мышления;

– развитие творческих способностей подростков;

– развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

– овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

– формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

– формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы начинающего журналиста; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

Формы контроля:

– самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

– семинары-практикумы по изученной теме;

– творческие конкурсы;

– публикации.


Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания:

– из истории журналистики;

– о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

– о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;

– о законе о СМИ.

и умения:

– создавать сочинения разных жанров;

– соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях;

– работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

– участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся:

– теоретические занятия;

– творческий практикум (сочинения разных жанров);

– работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

– работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

– анкетирование;

– социологический опрос;

– участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

– выпуск электронного/печатного журнала/газеты;

– посещение экскурсий.

Конечные результаты:

– умение построить устное и письменное сообщение;

– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

– самостоятельная подготовка и публикация материалов для электронного/печатного журнала/газеты.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.


Оборудование и программное обеспечение, необходимое для проведения занятий:

 

Группа      Техническое обеспечение Компьютерные программы
Юный журналист Компьютер, принтер, сканер, фотокамера, видеокамера, диктофон.

 

Компьютерные программы – Microsoft Word,  Microsoft Office Excel,  Microsoft PowerPoint,   Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adobe Photoshop, Alcohol 120%, Nero7 и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Количество часов

 

теория практика

 

всего

 

1 Профессия журналиста. История возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Функции журналистики. 2 2 4
2 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. 6 6 12
3 Стили речи. Публицистический стиль. Жанры журналистики. 2 2 4
4 Информационные жанры. 5 5 10
5 Аналитические жанры. 5 5 10
6 Художественные жанры. 2 2 8
7 Секреты стилистики. 8 8 16
8 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом. 8 8 16
9 Технические средства журналиста. 2 2 4
10 Компьютерные программы для журналистов и их применение в работе. 4 4 8
11 Виды СМИ. Газета и журнал. Темы, рубрики, полосы. Тираж. 2 2 4
12 Дизайн и верстка. 4 4 8
13 Интернет-журналистика. 2 2 4
14 Этика и мораль журналиста. Плагиат. 2 2 4
15 Итоговое занятие. Деловая игра. Защита индивидуального проекта. 2 2 4
16 Индивидуальные консультации (2 ч./мес. на 1 чел.) 16
17 Подготовка еженедельного электронного журнала/газеты (2 статьи в неделю с 1 чел.// 16 ч./мес.) 128
18 ИТОГО 56 56 256

 

 

Содержание аудиторных занятий (128 часов) 

Название темы Содержание занятия Задания
1 Профессия журналиста. История журналистики. Функции журналистики. Введение. Цели и задачи кружка. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

Формирование представлений о профессии журналиста.

История возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации.

Написать эссе «Почему я хочу стать журналистом?»

 

2 Профессия журналиста. История  журналистики. Функции журналистики. Функции журналистики. Функции:

– информационная;

– коммуникативная;

-выражение мнений определенных групп;

– формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Профориентационный тест.

Написать эссе «Каким известным журналистом я восхищаюсь и почему?»
3 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. Требования, предъявляемые к журналисту. Требования к журналисту:

– компетентность;

– объективность;

-соблюдение профессиональных и этических норм;

– глубокие знания в области литературы, философии и др.;

-владение литературным языком.

Проанализировать свои личные качества, знания, умения и навыки и сравнить их с требованиями, предъявляемыми к журналисту.
4 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в работе журналиста. Классификация речевых ошибок. Типичные речевые ошибки. Выполнить тренировочные упражнения
5 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. Классификация грамматических ошибок.

Типичные грамматические ошибки.

Выполнить тренировочные упражнения
6 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. Классификация орфографических ошибок.

Типичные орфографические ошибки.

Выполнить тренировочные упражнения
7 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. Классификация пунктуационных ошибок.

Типичные пунктуационные ошибки.

Выполнить тренировочные упражнения
8 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Написать статьи для журнала по теме «Школа-второй дом».
9 Компетентность журналиста. Компетенции современного журналиста. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Проверить эссе членов кружка.
10 Стили речи. Публицистический стиль. Жанры журналистики. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: Сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Составить таблицу: «Особенности стилей речи».
11 Стили речи. Публицистический стиль. Жанры журналистики. Жанры журналистики. Общий обзор.

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и “живое” наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.

Найти в газете примеры различных жанров

Практическая работа:

– провести эксперимент и подготовить материал.

12 Информационные жанры. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

Заметка – простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. “Перевёрнутая пирамида”.

Практическая работа:

– подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

13 Информационные жанры Информация и аналитика в корреспонденции.

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

Практическая работа:

-подготовить информационную корреспонденцию;

-подготовить аналитическую корреспонденцию.

14 Информационные жанры Репортаж

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское “я”, внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

– проанализировать расширенную заметку и репортаж;

– на одном материале подготовить заметку и репортаж;

– подготовить спортивный репортаж;

– подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

15 Информационные жанры Интервью.

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

– разработать план вопросов и провести интервью с учёным;

– разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;

– разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;

– разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;

– подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.

16 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовка статей на тему: «Моя малая родина».
17 Аналитические жанры. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

 

– подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

– подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

– подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;

– подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

18 Аналитические жанры. Виды статей, трансформация жанра.

Статья – жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Аналитическая статья. Публицистическая статья.

Практическая работа:

– подготовить проблемную статью;

-подготовить общеисследовательскую статью;

– подготовить полемическую статью;

– подготовить историческую статью.

19 Аналитические жанры. Обозрение.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

 

Практическая работа:

– подготовить общее обозрение;

– подготовить экономическое обозрение;

– подготовить литературное обозрение;

– подготовить спортивное обозрение.

20 Аналитические жанры. Отзыв. Рецензия.

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

 

Практическая работа:

– провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;

– подготовить рецензию на книгу;

– подготовить рецензию на фильм;

– подготовить рецензию на спектакль;

-подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;

– подготовить аннотацию к книге.

21 Художественные жанры. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария. Практическая работа:

– подготовить комментарий на заданную тему.

 

22 Художественные жанры. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. Написать эссе на любую тему.
23 Художественные жанры. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

 

Практическая работа:

– подготовить пейзажную зарисовку;

– подготовить портретную зарисовку;

– подготовить производственную зарисовку;

– подготовить бытовую зарисовку;

– подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

24 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовить статьи на тему: «Народная культура. Праздники, традиции и обычаи. Встреча Нового года у разных народов».
25 Художественные жанры. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Практическая работа:

– подготовить портретный очерк;

– подготовить событийный очерк;

– подготовить путевой очерк.

26 Секреты стилистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в работе журналиста.

Подобрать лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

Найти в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Доказать обоснованность или необоснованность их употребления.

27 Секреты стилистики. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.

Подобрать лексику на тему:  «Крылатые слова».

Подготовить доклад на тему: «Пословицы и поговорки. Их использование в журналистике».

28 Секреты стилистики. Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. Эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, перифраза. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте.
29 Секреты стилистики. Метафора. Метонимия и синекдоха. Газетная метафора. Найти примеры метафор в газете/журнале.
30 Секреты стилистики. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

 

Найти примеры тропов в газете/журнале.

Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

 

31 Секреты стилистики. Стилистика словообразования.

Стилистика частей речи. Редактирование.

Написать эссе-описание на тему: «Родной город/улица моего детства», обращая внамание на стилистику словообразования и стилистику частей речи. Проверить эссе одного из членов кружка.
32 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовить статьи на тему:

«Никто не забыт. Ничто не забыто».

33 Секреты стилистики. Синтаксическая стилистика.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Редактирование.

Написать эссе-повествование на тему: «Самое интересное путешествие в моей жизни», обращая внимание на синтаксическую стилистику. Проверить эссе одного из членов кружка.
34 Секреты стилистики. Фоника. Знакомство с орфоэпией. Повторить правильное произношение трудных слов. Выучить наизусть сатирический монолог. Конкурс «Лучший чтец».
35 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом. Композиция материала.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

 

Написать эссе-описание на тему: «Родной город/улица моего детства», обращая внимание на стилистику словообразования и стилистику частей речи.
36 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Написать эссе-рассуждение на тему: «Счастливое ли у меня детство?», обращая внимание на синтаксическую стилистику.
37 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом Шапка номера. Заголовок и подзаголовок. Как придумывать заголовки? Придумать 10 заголовков и подзаголовков на тему: «Материнство».
38 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом Как писать лиды? Лид (врез). Вынос из статьи. Подготовить статью на тему:

«Моя мама – лучшая в мире», оформить лиды и выносы из статьи.

39 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом          « Цитаты» и «цитатники».

Текстовка к фотографиям

Сделать фотографии членов своей семьи или друзей во время проведения какого-либо мероприятия или праздника и написать текстовки к фотографиям.
40 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовить статьи на тему: «Моя милая мама».
41 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом Свой стиль в журналистике. Заголовок и подзаголовок.

Начало текста.

Начать писать статью на тему: «Смех в нашей жизни».
42 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом Финал текста.

Основная часть текста.

Написать основную часть и финал текста статьи «Смех в нашей жизни». Проведение конкурса на лучшую статью.
43 Авторский стиль в журналистике. Работа с текстом Литературно-художественные приемы. Провокативные формы. Подготовить статьи на тему:

«Смех продлевает жизнь».

44 Технические средства журналиста. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотографирование. Роль фотографий в газете.  «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование живых объектов. Фотографирование смеющихся людей. Обсуждение работ.

Фотоконкурс «Самая очаровательная улыбка».

 

45 Технические средства журналиста. Фотомонтаж, видеомонтаж. Оформить фоторепортаж «Весна в моем городе».

 

46 Компьютерные программы для журналистов и их применение в работе. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ Microsoft Word,  Microsoft Office Excel). Практика работы с программой Microsoft Word.
47 Компьютерные программы для журналистов и их применение в работе. Компьютерные программы –Microsoft Power Point, Microsoft Office Publisher, Fine Reader и т.д. Выполнить задание по сканированию текста и фотографий, оформить презентацию в Microsoft Power Point на тему: «Жить в позитиве».
48 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовить статьи на тему:

«Смех продлевает жизнь».

49 Компьютерные программы для журналистов и их применение в работе. Выполнение печатных изданий в разных форматах, создание мультимедийных презентаций различного содержания и уровня сложности. Работа с программой Alcohol 120%, Nero7 и т.д Создать мультимедийную презентацию с анимацией и видео на тему «Мое хобби» и представить ее на занятии кружка.
50 Компьютерные программы для журналистов и их применение в работе. Выполнение печатных изданий в разных форматах, создание мультимедийных презентаций различного содержания и уровня сложности. Работа с программой Adobe Photoshop. Практика работы с программой Adobe Photoshop. Оформление фотовыставки «Моя семья» с текстовками к фотографиям.
51 Виды СМИ. Газета и журнал. Темы, рубрики, полосы. Тираж. Виды СМИ. Газета и журнал. Подготовить статьи на следующие темы: «Терпение и труд все перетрут. Талант и трудолюбие. Хобби. Выбор профессии».
52 Виды СМИ. Газета и журнал. Темы, рубрики, полосы. Тираж. Темы, рубрики, полосы. Тираж. Подготовить статьи на следующие темы: «Терпение и труд все перетрут. Талант и трудолюбие. Хобби. Выбор профессии».
53 Дизайн и верстка. Дизайн в печатных СМИ. Придумать название и оформить титульный лист своей газеты.
54 Дизайн и верстка. Распространенные программы для верстки. Их плюсы и минусы. Найти в интернете бесплатную программу для верстки и попробовать поработать с ней.
55 Дизайн и верстка. Работа с одной из программ для верстки. Попрактиковаться работать с программой
56 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовить статьи на следующие темы: «Терпение и труд все перетрут. Талант и трудолюбие. Хобби. Выбор профессии».
57 Дизайн и верстка. Верстка газеты как целостный процесс. Сверстать газету, составленную из своих статей, написанных на занятиях кружка.
58 Этика, эстетика и мораль журналиста. Плагиат. Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике.

 

 

Составить понятийный словарь.

Подготовить статьи на следующие темы: «Подготовка к экзаменам. Куда пойти учиться? Здравствуй, лето!»

59 Этика, эстетика и мораль журналиста. Плагиат. Мотив и поступок. Плагиат. Правила оформления заимствованного текста. Подготовить статьи на следующие темы: «Подготовка к экзаменам. Куда пойти учиться?» с использованием цитат и ссылок. Подготовиться к итоговым занятиям
60 Интернет-журналистика. Интернет и современная журналистика. Возможности и подводные камни. Сверстать выпуск газеты, подготовленный на материале интернет-источников на темы: «Подготовка к экзаменам. Куда пойти учиться?»
61 Интернет-журналистика. Кто такой копирайтер? Подготовиться к проведению деловой игры «В редакции».
62 Итоговое занятие. Деловая игра: «В редакции». Подготовить индивидуальный проект в виде компьютерной презентации на тему: «Сложно ли стать известным журналистом?» / «Подходит ли мне профессия журналиста?»
63 Итоговое занятие. Защита индивидуального проекта «Сложно ли стать известным журналистом?» / «Подходит ли мне профессия журналиста?» Подготовить статьи на следующие темы: «Готовимся к экзаменам. Куда пойти учиться? Здравствуй, лето!»
64 Подготовка электронного журнала Обсуждение материалов и тематики выпуска журнала. Подготовить статьи на следующие темы: «Готовимся к экзаменам. Куда пойти учиться? Здравствуй, лето!»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Приветствие.

Приветствие. Каждый раз по-разному в образах разных персонажей.

  1. Разминка.

Выполнение музыкально-ритмических движений, развивающих воображение, фантазию, пантомиму.

  1. Развитие техники речи.

Подготовка речевого аппарата. Скороговорки, стихи.

  1. Азбука журналистики.

Получение знаний о журналистике, газетах, журналах.

  1. Пластика движений.

Музыкально-двигательная импровизации.

  1. Творческие задания.

Выполнение заданий и упражнений. Подготовка статей.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Организация деловой игры.

Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  1. Журналистское произведение как тип текста.
  2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.
  3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
  4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
  5. Оперативное отражение действительности в журналистике.
  6. Журналистское творчество и культура.
  7. Закономерности журналистского творчества.
  8. Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ.

Роли сотрудников городской газеты играют:

Корреспондент-учащийся.

Редактор отдела – учащийся.

Ответственный секретарь- учащийся

Главный редактор- учащийся.

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал – статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как “работают” в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

  1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
  2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
  3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
  4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.

  1. Примите решение по представленному материалу.
  2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
  3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
  4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.

  1. Дайте оценку материала.
  2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
  3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
  4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции

Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК.

Роли сотрудников редакции городской газеты играют:

Очеркист – учащийся. Редактор отдела – учащийся.

Ответственный секретарь – учащийся. Главный редактор – учащийся.

Действие первое. Журналист пишет очерк.

 Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал – очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

  1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?
  2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?
  3. Дайте оценку заголовка.
  4. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:

  1. Примите решение по представленному материалу.
  2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
  3. Согласны ли Вы с заголовком?
  4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:

  1. Дайте оценку материала.
  2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
  3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:

Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.


ИГРЫ

  1. “Живая речь”. Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек “живой” речи (в автобусе, на улице, в столовой…), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.

Цель упражнения – овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

  1. “Время”. Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.
  2. “Фраза-картинка”. В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать “эффект присутствия”. Можно написать “Он рассердился”, и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: “Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул”. Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: “показать” фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
  3. “Реплики”. Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
  4. “Жесты и мимика”. Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
  5. “Вкусные слова…” Что значит “хороший запах”? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
  6. “Ассоциации”. Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.

Цель – научить делать “мостики”-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

  1. “Первая фраза”. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.
  2. “Сказка”. Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.

Цель упражнения – уточнение смысла понятия “журналистская информация”.

  1. “Три газеты”. Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. “желтое”. Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также – лексикой) своего издания. Цель упражнения – определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.
  2. “Стоп-кадр”. К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного – трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.
  3. “Одно…”. Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения – поиск социального смысла в частном случае.
  4. “Главная улица”. Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.

Цель упражнения – уточнение методики работы в разных жанрах.

  1. “Письмо в редакцию”. Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения – преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.
  2. “Приметы времени”. По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: “Бедственное положение образования”, “Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет”, “В стране царит милицейский произвол” и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА… Цель – умение формулировать общественно значимые проблемы.
  3. “Два взгляда”. Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ… Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.
  4. “Впрок”. Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения – овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

 


 ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики/Предисл. С. А. Маркова. — М.: Ладомир, 2004. — 623 с.
  2. Колесниченко А.В.Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
  3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

Дополнительная литература

  1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
  2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
  4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  5. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
  6. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
  7. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
  8. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
  9. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
  10. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
  11. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год
  12. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год
  13. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.
  14. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  15. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994
  16. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
  2. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
  3. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

Ресурсы Интернета

  1. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).
  2. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.
  3. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”).
  4. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
  5. Система средств массовой информации России. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я. Н. Засурского.
  6. Работа современного репортера. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.
  7. Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. м., 1974.
  8. В. В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения/Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1991.

 

Литература для обучающихся.

  1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001.
  3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
  4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
  5. Сопер П. Л. Основы искусства речи. – М., 1992.

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРОГРАММЫ…. ЕСТЬ УЖЕ И ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ…
В ОБЩИЙ ДОСТУП ОНИ ПОКА ВЫКЛАДЫВАТЬСЯ НЕ БУДУТ